Вы находитесь здесь:   Главная страница » Пожарная защита » Общие положения

 

Пожарная безопасность в школе

Обеспечение пожарной безопасности в школеПеред тем, как начинается учебный год, в любой школе проводится огромный объем работы, направленной на обеспечение безопасности всех участников учебного процесса.

Оснащение средствами противопожарной безопасности, перезарядка огнетушителей, проверка и размещение средств пожаротушения в необходимых для этого местах, изготовление стендов с правилами, инструкциями и требованиями их соблюдения являются только небольшой частью принимаемых мер для предотвращения возможного возникновения в школах экстренных ситуаций.

Чтобы обеспечить в школах пожарную безопасность, государственными структурами разработан целый комплекс правил и инструкций, которыми необходимо руководствоваться при возникновении в учебном заведении пожароопасных ситуаций. Обеспечение школы средствами, предназначенными для тушения пожаров, технически грамотно разработанные и расположенные на видных местах правила и схемы эвакуации, наличие правил поведения в таких ситуациях является залогом безопасности не только учеников, но и всего коллектива школы.

Нормативные документы

Существование целого ряда обязательных государственных нормативных документов помогают администрации учебного учреждения правильно организовать работу в направлении безопасности школы и во многом предупредить возможность возникновение пожароопасных ситуаций.

Среди нормативной пожарной документации государственных структур РФ следует выделить:

  • действующий ФЗ №69 от 21 декабря 1994 «О пожарной безопасности»;
  • приказ МЧС №313 от 18 июня 2003 «Об утверждении правил пожарной безопасности»;
  • приказ Министерства № 190/1668 от 17 апреля 2003 «О повышении пожарной безопасности в образовательных учреждениях»;
  • ППБ-101-89 для школ и других учреждений из области образования.

Особенности защиты от пожаров в школах

Обеспечение пожарной безопасности школыПожаробезопасность школ во многом зависит от учета особенностей общеобразовательных заведений, которые предполагают размещение внутри учебного здания кабинетов и помещений с разными дисциплинами обучения. В некоторых из них хранятся легковоспламеняющиеся вещества и существует повышенная опасность возможных возгораний. Несмотря на то, что школы регулярно проходят проверки на предмет соблюдения правил противопожарной безопасности, сотрудники школы не должны ждать проверки и заблаговременно укомплектовать учреждение требуемыми средствами для тушения пожаров и предупреждения их возникновения.

Кабинеты химии и физики находятся рядом с лабораториями, в которых сохраняются опасные с точки зрения пожарной безопасности препараты и проводятся опыты. В классе информатики присутствует много электронной техники, необходимой для обеспечения учебного процесса. Библиотека и музей на небольшой площади сконцентрировали большое количество легковоспламеняющихся материалов. Мастерские, кабинеты трудового образования изобилуют электрооборудованием и электробытовыми приборами. В спортивном зале сохраняются туристические палатки, форма, мячи, различные виды спортивного инвентаря, изготовленного из горючих плавящихся материалов, а в хозяйственном помещении кухни располагается пожароопасное оборудование для приготовления пищи.

Школьная противопожарная документация

Учитывая все особенности расположенных внутри здания учебных помещений и находящихся на его территории объектов, администрацией школы на основании нормативной документации государственных органов власти разрабатываются документы, которые обеспечивают пожарную безопасность школьных территорий.

К утвержденным нормативным документам, которые относятся к разделу школьной защиты от пожаров, относятся:

  • приказ руководителя школы об установлении на протяжении учебного года противопожарного процесса обучения;
  • приказ директора о назначении руководством школы ответственных за соблюдение противопожарной безопасности;
  • приказ руководителя о создании в школе пожарной дружины;
  • план проведения в учреждении противопожарных учебных мероприятий;
  • инструкция с разработанными мерами противопожарной безопасности;
  • план эвакуации учащихся и работников школы при пожаре;
  • инструкция к разработанному плану эвакуации;
  • инструкция, указывающая на действия руководства школы при пожаре;
  • инструкция, указывающая на действия коллектива учебного заведения при эвакуации;
  • положение о созданных пожарных комиссиях;
  • журнал регистрации противопожарных средств;
  • расчет приспособлений для тушения пожаров в школе;
  • нормативы установки огнетушителей в кабинетах;
  • акт осмотра кранов пожарного свойства;
  • памятка по правильному применению сигнализации против пожаров;
  • журнал обучающих уроков по защите от пожаров в школе;
  • протокол регулярного мониторинга знаний школьников по предотвращению взрывопожарных ситуаций;
  • порядок согласованных действий коллектива школы при возгорании;
  • план учебных занятий по противопожарной безопасности;
  • приказ руководителя школы о назначении ответственного за пожаротушение человека;
  • акт обработки в школьном учреждении огнезащитным составом деталей деревянных конструкций;
  • акт проверки показателей изоляции и сопротивления.

Вся вышеперечисленная документация хранится в кабинете руководителя, который персонально несет ответственность за их сохранность и выполнение.

Обязанности директора школы

К обязанностям директора школы, который обеспечивает порядок, контроль и организацию учебного процесса, относится и выполнение предписаний, установленных нормативными актами государственных органов власти.
В обязанности руководителя входит:

  • контроль за тем, как соблюдаются правила защиты от пожаров всеми учениками и работниками школы;
  • принятие неотложных мер по устранению всех имеющихся недостатков, приводящих к возникновению чрезвычайных ситуаций;
  • проведение предусмотренных графиком инструктажей с внесением фамилий проинструктированных лиц в журнал;
  • разработка, утверждение и размещение внутри здания школы планов эвакуации школьников, преподавателей и всех сотрудников школы;
  • вручение инструкций работникам школы с действиями служащих при пожаре;
  • составление приказов, определяющих группу ответственных за школьную безопасность.

Инструкция

Инструкция по пожарной безопасности в школеДля предотвращения пожаров руководство учебного заведения на основании нормативных документов разрабатывает общую инструкцию, которая является основным предписанием для учеников и сотрудников школы. Инструкция содержит в себе общие положения, а также важные требования в области защиты от пожаров и перечень необходимых действий при возможном его возникновении. Документ согласовывается с председателем профсоюзного комитета и утверждается директором школы.

Раздел общих положений обращает внимание коллектива школы на ознакомление и изучение требований инструкции, а также указывает на первоначальные действия человека в случае экстренных ситуаций.

В разделе правил указывается на требования, выдвигаемые к безопасности всех объектов и помещений, которые находятся на территории учебного заведения. Отдельными пунктами раздела обращается внимание на запрещение пользования взрывоопасными зажигательными и легковоспламеняющимися предметами, не допускается разжигания костров на прилегающей к школе территории.

Правила указывают на открытый доступ к необходимому для пожаротушения инвентарю, свободным, ничем не заставленным выходам из помещений и доступным подъездам к зданию школы.

Схематически представленному плану эвакуации уделяется особое внимание – все учащиеся, а также работники учебного заведения должны хорошо знать и изучить разработанный план.

Раздел, указывающий на конкретные действия при возникновении пожара, предусматривает совместные организованные действия работников школы и учащихся в случае непредвиденной чрезвычайной ситуации.

Первые пункты раздела призывают к быстрому информированию администрации школы и пожарной части о возникновении очага возгорания.

Следующими пунктами предусматривается организация эвакуации людей из учебного заведения согласно имеющихся в каждом классе инструкций и схематического плана действий, расположенного на всех этажах учебного здания. Директор школы (при отсутствии – его заместитель) участвует в процессе вывода детей из школы и встречает пожарные машины.

Очень важным элементом является неукоснительное соблюдение всех без исключения пунктов разработанной инструкции призванной предотвращать возникновение пожароопасных ситуаций и сохранять человеческие жизни.

Действия работников школы при пожаре

Пожарная тревога в здании учебного учреждения оповещается установленной сигнализацией или речевым сообщением. Обнаружив в школе очаг возгорания, работник должен:

  • оповестить пожарную охрану, ответив дежурному на все поставленные вопросы;
  • продублировать отправленное дежурному сообщение по школьному оповещению;
  • сообщить о возгорании руководителю учебного заведения или его заместителю;
  • учитывая ситуацию, приступить к быстрому тушению пожара.

Учитывая сложившуюся ситуацию, руководитель школы должен:

  • проверить возможность включения находящейся в школе системы пожаротушения;
  • организовать быстрое отключение всех сетей газо- и электроснабжения, а также работающую систему вентиляции;
  • проконтролировать направление эвакуации детей в безопасную зону;
  • обеспечить эвакуацию необходимых материальных ценностей;
  • организовать руководство процессом эвакуации людей.

Заместитель директора школы вместе с дежурным учителем должны:

  • открыть в школе запасные выходы;
  • включить аварийное освещение тамбуров.

Сотрудник охраны, который находится на посту, обязан:

  • открыть основной центральный выход;
  • открыть главные ворота для проезда пожарных машин.

План эвакуации из учебного заведения

Эвакуация детей при пожареПри наличии в классах средств защиты учителя раздают детям марлевые повязки, при отсутствии таковых можно воспользоваться смоченными водой носовыми платками или любой мокрой тканью. Преподаватель кратко напоминает учащимся, что после сигнала оповещения необходимо сохранять спокойствие и выдержку, а также организовано покинуть помещение в направлении предусмотренного схемой выхода. Дети должны идти по коридорам ровным шагом, учитель следует за группой с классным журналом.

Услышав сигнал тревоги, ответственные за безопасность при пожаре открывают запасные и главные выходы для эвакуации учеников. Место сбора, благодаря проводимым учебным тренировочным занятиям, должно быть известно заранее. Группа выстраивается на определенном для них месте, после чего следует перекличка согласно классному журналу. Результат о присутствии всей группы преподаватели сообщают директору. Если кто-нибудь из учеников отсутствует, персонал школы должен незамедлительно начать поиски.

При прибытии пожарной команды директор учебного заведения докладывает начальнику караула о результатах эвакуации и дает полную информацию об очаге возгорания.

Обучение противопожарной безопасности в школе

Профилактика возникновения пожаров в учебных заведениях является первоочередной задачей школьного педагога-воспитателя в начальных классах общеобразовательной школы. С детьми из 1-4 классов следует проводить занятия для приобретения ими знаний, которые помогут детям правильно понимать и ориентироваться в создавшейся сложной обстановке. Но методика младших возрастных категорий существенно отличается от старших групп обучения.
С маленькими детьми нужно рассмотреть такие вопросы:

  • что такое огонь, чем он полезен и почему бывает опасен;
  • почему не стоит играть со спичками, зажигалками, свечами;
  • какие приемы техники безопасности нужно соблюдать при использовании электричества и газа;
  • почему может произойти возгорание;
  • как действовать во время пожара;
  • как и чем можно потушить пожар;
  • как работают пожарные и что именно они делают.

При занятиях с малышами нужно учитывать особенности их восприятия действительности и умственные способности детей. Ребята и девочки из младшей возрастной группы крайне энергичны, они не могут надолго концентрировать внимание на чем-то одном.. Исходя из этого, занятия для детей формируют в виде фильмов, сказок, стихотворений, экскурсий в пожарные отделения, викторин, увлекательных конкурсов.

Дети постарше (5-9 классы) обладают своеобразным мышлением и определенными утвердившимися в сознании знаниями, программа их обучения этой дисциплине будет существенно отличаться от младшей группы.

Подростков нужно посвящать в более сложные темы:

  • внимательное обращение с бытовыми электроприборами и опасными горючими веществами;
  • как быстро предотвратить возгорание в помещении;
  • как можно спасти жизнь человека;
  • связь курения с риском возникновения пожара;
  • особенности поведения при пожарах;
  • средства для тушения огня и возможности их использования;
  • уровень ответственности человека за несоблюдение установленных правил;
  • подробные правила противопожарной защиты.

Теоретическую базу обучения подростков педагоги совмещают с практическими занятиями, проводят учебные конкурсы по защите от пожаров, учат осторожности при использовании огня в туристических походах.

Для учащихся старших классов (10-11) изучение норм противопожарной безопасности вступает в завершающую фазу. Этот завершающий этап обеспечивает возможность изучения учениками наиболее непростых и важных тем:

  • использование приборов для тушения пожара;
  • принципы работы противопожарного оборудования;
  • опасность электричества и газа в связи с пожаром;
  • принципы работы сигнализации;
  • нормы поведения в случаях возгораний;
  • предупредительные меры, оберегающие от удара током, дымового отравления, ожогов;
  • нормы экстренной помощи пострадавшим;
  • действия старшеклассников в момент эвакуации детей помладше.

Когда старшеклассники изучают противопожарные нормы, их нужно ориентировать также и на будущую профессию. Знания, которые дети приобрели на школьных занятиях, пригодятся им и во взрослой жизни.

Два раза в году каждое учебное учреждение с целью подготовки учеников к возможному возникновению экстренных ситуаций проводит на своей территории учения по противопожарной безопасности. Для проведения таких мероприятий назначенные приказом руководителя школы ответственные лица подготавливают план и проводят тщательную подготовку к его успешной реализации.

План мероприятия предусматривает изучение правил, инструкций, проведение инструктажей, практические занятия. Перед учителями, которые преподают основы безопасности жизнедеятельности, поставлена задача научить своих учеников предотвращать пожары, а при возгорании выбрать верное решение и проявить умелые действия.

Только приобретенные знания, согласованные, мудрые и правильные действия всего коллектива учебного заведения позволят предотвратить возможное возникновение пожара и обеспечить безопасность всем, кто находится в школе.

И в заключении представляем вашему вниманию ролик о том, как правильно и как неправильно вести себя при возникновении возгорания в образовательном учреждении.

Оставить свой комментарий

Поиск по сайту




Подписка

Хотите получать новые материалы первым? Введите ваш E-mail в форму ниже:

© 2017    Контакты      //    Вверх